ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ БЕЛГРАДА
Эта статья предназначена для тех туристов, которые предпочитают путешествовать своим ходом, или если еще не взяли (или уже сдали) арендованный автомобиль. Общественный транспорт Белграда хоть и немолод, но развит весьма хорошо. В любую часть города и даже в аэропорта можно добраться быстро и с комфортом. Но об этом далее.
Оглавление:
- Главное про общественный транспорт Белграда
- Виды транспорта и транспортная сеть
- Стоимость проезда, виды проездных для туриста, и как оплатить
- Советы туристу
Главное про общественный транспорт Белграда
Как я уже сказал выше, белградский транспорт немолод. По улицам города ездят современно выглядящие трамваи и автобусы, но их немного. В целом социальной инфраструктуре Белграда уделяется не так много внимания, как хотелось бы.
Несмотря на то, что Белград — город-миллионник, денег, выделенных на постройку метро, хватило только на две станции (далее вы узнаете про метро Белграда подробнее). Поэтому большинство пассажиров сегодня пользуются наземными видами транспорта.
А так как крупных городских магистралей в Белграде раз-два и обчелся, то пробки — обычное дело. Тут вы могли догадаться, что в городе нет полос, выделенных для общественного транспорта. Но так или иначе, максимум за час вы сможете добраться с одного конца Белграда в другой с несколькими пересадками.
Почему туристы выбирают общественный транспорт Белграда?
Потому что в городе огромная проблема с парковкой автомобилей. Весь центр — парковка платная, часто с ограничением по времени. А где бесплатная — все машиноместа (и газоны) заняты авто местных жителей. Впрочем, не советую нарушать ПДД. Подробнее про это (и парковки) и в целом про дорожное движение в статье по ссылке).
Виды транспорта в Белграде и маршруты
В Белграде представлены все виды транспорта:
- Автобусы и маршрутки
- Троллейбусы
- Трамваи
- Метро и городские электрички
Практически на каждой улочке Белграда есть остановки общественного транспорта, даже в пригороде. Говоря о том, что общественный транспорт в Белграде развит очень хорошо, можно привести в пример то, что в аэропорт ходит целых три городских автобуса. В то время, как в некоторых странах в столичные аэропорты иначе как на такси не уехать.
Автобусы и маршрутки в Белграде — самый распространенный вид транспорта. Ввиду конечно же большей мобильности. Около 130 маршрутных линий автобусов сегодня насчитывается в Белграде. И одна из особенностей — автобусы начинают движение очень рано утром. Некоторые маршруты — с 3-4 утра.
Полезно знать:
В аэропорт можно добрать на автобусе 72 за час-полтора от остановки Зелены Венац. Или на маршрутке А1 (от площади Славия), но маршрутка в аэропорт обойдется дороже в два раза дороже — в 300 динар, но в два раза быстрее.
Троллейбусы и трамваи: их буквально по несколько штук (линий) в городе. Например троллейбусов — всего 4 маршрута. Это конечно связано с тем, что эти виды транспорта не так мобильны. А если улица перекрыта на ремонт, то и вовсе движение определенного маршрута будет прекращено. Ну и к тому же, для запуска новых линий требуется дорожная инфраструктура (электросети как минимум).
Метро и городские электрички
Тут все гораздо интереснее. Начать хотя бы с истории развития белградского метро. Его задумали строить еще в 50-х годах прошлого века. Разрабатывали проект, выделяли средства. В итоге закончилось все вводом в эксплуатацию двух подземных станций — Караджоржев парк и Вуков споменик в 1995 году. Дальше средства закончились, и все по новой: планирование, проект, выделение средств. И теперь сроки ставятся где-то на 28-29 год.
На сегодняшний день эти две подземные станции переоборудованы и объединены в сеть городских электричек. То есть самые обычные электрички с верхним токосъемом проезжают через эти станции.
Сегодня существует 4 линии, на трех из которых электрички по определенному расписанию «бегают» чуть дальше, чем другие на этом же маршруте. Так, грубо говоря, есть 7 линий.
Не все электрички стартуют от нового жд вокзала — Белград Централ, например,
- линия 3 (южное направление — Младеновац)
- линия 2 (северное направление — Овча)
- линия 1 (западно-северное направление Батайница-Овча) — эта линия, кстати, проезжает через новый вокзал.
Полезно знать:
Если вы приезжаете на поезде из-за границы на новый вокзал Белграда, то добраться в центр Белграда легко сможете, пересев на поезд в направлении Овча. Этот поезд проезжает через те самые две подземные станции метро, о которых я писал выше. Оттуда в исторический центр — рукой подать.
Из минусов этих городских электричек: частота движения. Забудьте про 3-5 минут между поездами в нашем метро. Белградские электрички двигаются с периодичностью раз в полчаса. Если спешите — поезжайте на автобусе.
- Подробнее про Время в Сербии читайте в статье по ссылке.
А вот на этом сайте наглядно отображаются все белградские маршрутные линии с расписанием и другая полезная информация. Это самый нужный сайт для поиска маршрута, остановок и расписания
Общественный транспорт Белграда: стоимость, как купить билет, проездные
В этом разделе я рассказываю именно про оплату для туриста. Для граждан Сербии и владельцев ВНЖ есть другие способы оплаты.
В Белграде и пригороде действуют 4 тарифные транспортные зоны, но 99% туристов будут перемещаться внутри зон 1 и 2. Чтобы вы понимали, даже аэропорт входит в зону 2. Поэтому цены я буду указывать только для этих зон.
Итак, какие бывают варианты оплаты проезда:
- самому обычному туристу, который приехал на день-два, и предпочитает ходить пешком, удобнее будет купить билет у водителя (а на электричку — на вокзале или станции). Такой билет стоит 150 динар (1,2 евро). Действует билет на поездки и пересадки в течение 90 минут.
- Это значит, что за 90 минут с момента его валидации можно пересесть на другой общественный транспорт неограниченное число раз.
- если вы планируете задержаться в Белграде на 1-5 дней, и много ездить на автобусах, то ваш вариант — дневная карта (на фото ниже слева). Ее срок действия 1, 3 и 5 дней соответственно. Кататься в течение этих дней можно сколько угодно. Стоимость самой карты 40 динар плюс:
- 1 день — 250 динар (2.1 евро)
- 3 дня — 700 динар
- 5 дней — 1000 динар.
- Все эти карты на безлимитное количество поездок.
- не именная карточка Београдска картица (она же BusPlus, та что справа). Карта стоит 250 динар. Сроком на 3 года. Ее нужно пополнять (250 динар это только стоимость карты). Одна поездка на 90 минут стоит 89 динар (0,8 евро). Это самый удобный вариант, если вы застряли в Белграде на неделю или больше, или часто бываете в Белграде.
- оплата картой Мастеркард (PayPass). Есть в некоторых автобусах. Встречается не в каждом автобусе, но постепенно таких автобусов становится все больше и больше. Стоимость билета при оплате банковской картой — 98 динар.
Важно знать:
Карточки прикладывать к валидатору следует при входе в транспорт. И одна карта один человек: путешествуете вдвоем, нужно прикладывать две разные карты. Это касается дневных проездных. Но если вы приобрели не именную карту, которую пополнили предварительно на некоторую сумму, то такой картой можно оплатить проезд до 5 человек. Для этого требуется выбрать на терминале «Групна карта» и количество человек.
Где купить билеты
Как можно было понять из вышесказанного, за 150 динар можно купить билет на станции/вокзале или у водителя автобуса. Карточки (проездные) можно купить вот в таком газетном киоске, их по городу огромное количество:
Если не знаете английский, не переживайте, скорее всего продавец в киоске тоже его не знает. Возможно получится пообщаться на русском. Если и тут не выйдет, тогда озвучьте продавцу следующие слова: «Београдска картица». «Дневна» — если нужна дневная, и количество дней покажете на пальцах. «Дан» — это день по-сербски. Карточка, которая действует 3 года, называется — «неперсонализована картица». Тут же в киоске ее можно пополнить на необходимую сумму.
- Подробнее про сербский язык и разговорник для туриста читайте в статье: Сербский язык для туриста.
Советы путешественникам
Мы крайне не рекомендуем ездить зайцем, хоть зайцев хватает и среди местного населения, так и среди туристов. Контролеры тут ходят группами по 2-3 человека, и никак не выделяются среди обычных пассажиров. Штраф за безбилетный проезд — 2000 динар (чуть меньше 20 евро).
Если общественный транспорт — это все-таки не «ваше», вы желаете взять в аренду автомобиль и двигаться дальше в путешествие по Сербии, то я рекомендую посмотреть статью про прокат авто в Сербии. Там много полезной информации, личный опыт, подводные камни и полезные советы.
В заключение: общественный транспорт Белграда несмотря на свое состояние довольно популярен среди местных жителей, так и туристов. Он позволяет за небольшой период объехать весь город, и познакомиться с его историческим наследием и современностью.
Мы надеемся, что ваше путешествие по Сербии будет богатым на впечатления и надолго останется в ваших сердцах!
Если информация была вам полезна, автора можно угостить кофе или пивом.
ВАЖНО: Ниже полезные ссылки, без которых сложно организовать свое путешествие по Сербии (добавляйте в закладки).
- Авиаперелет: Aviasales — самый крутой метапоисковик, работает с Air Serbia, прямые рейсы из Москвы в Белград.
- Отели, апартаменты, дома-шале в горах: Trip.com — оплата любыми картами, в том числе РФ или МИР.
- Прокат авто:
- DiscoverCars — крупнейший агрегатор Сербии, много авто во всех городах.
- Localrent — самые лояльные ребята, принимают карты РФ, есть авто с депозитами до 300 евро, который можно внести наличными. Из минусов: мало машин
- Страховка (спорт, Covid-19, отмена рейса, онлайн доктор 24/7): TripInsurance — самое гибкое страховое агентство на рынке.
- Экскурсии:
- Такси и трансферы: Intui.travel — самый дешевый и официальный трансфер из аэропорта. Встречают с табличкой.
- Интернет:
Марика
«путешествуете вдвоем, нужно прикладывать две разные карты» — тут небольшая неточность. Можно оплатить групповой проезд одной картой. Перед прикладыванием картици к валидатору выбрать «Групна карта» (у вас на фото как раз оно есть). До 5 человек, если я правильно помню, можно оплатить одной картой.
Alira
Здравствуйте, Марика. Спасибо за замечание. Вы правы. Неперсонализированной картой Београдска картица можно оплатить поездку групповую до 5 человек. Но если турист приобрел дневную карту (которая безлимит), то такая только на 1 человека, имелось в виду именно это. Я откорректирую сейчас информацию в статье.
Евгений
С мая 2023 система оплаты в Белграде поменялась и стала дешевле. Оплатить можно смс местных операторов связи. 90 мин билет 50 динар + стоимость смс. дневной 120.