ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ БЕЛГРАДА
Эта статья предназначена для тех туристов, которые предпочитают путешествовать своим ходом, или если еще не взяли (или уже сдали) арендованный автомобиль. Общественный транспорт Белграда хоть и немолод, но развит весьма хорошо. В любую часть города и даже в аэропорта можно добраться быстро и с комфортом. Но об этом далее.
Оглавление:
- Главное про общественный транспорт Белграда
- Виды транспорта и транспортная сеть
- Стоимость проезда, виды проездных для туриста, и как оплатить
- Советы туристу


Главное про общественный транспорт Белграда
Как я уже сказал выше, белградский транспорт немолод. По улицам города ездят современно выглядящие трамваи и автобусы, но их немного. В целом социальной инфраструктуре Белграда уделяется не так много внимания, как хотелось бы.
Несмотря на то, что Белград — город-миллионник, денег, выделенных на постройку метро, хватило только на две станции (далее вы узнаете про метро Белграда подробнее). Поэтому большинство пассажиров сегодня пользуются наземными видами транспорта.

А так как крупных городских магистралей в Белграде раз-два и обчелся, то пробки — обычное дело. Тут вы могли догадаться, что в городе нет полос, выделенных для общественного транспорта. Но так или иначе, максимум за час вы сможете добраться с одного конца Белграда в другой с несколькими пересадками.
Почему туристы выбирают общественный транспорт Белграда?
Потому что в городе огромная проблема с парковкой автомобилей. Весь центр — парковка платная, часто с ограничением по времени. А где бесплатная — все машиноместа (и газоны) заняты авто местных жителей. Впрочем, не советую нарушать ПДД. Подробнее про это (и парковки) и в целом про дорожное движение в статье по ссылке).
Виды транспорта в Белграде и маршруты
В Белграде представлены все виды транспорта:
- Автобусы и маршрутки
- Троллейбусы
- Трамваи
- Метро и городские электрички
Практически на каждой улочке Белграда есть остановки общественного транспорта, даже в пригороде. Говоря о том, что общественный транспорт в Белграде развит очень хорошо, можно привести в пример то, что в аэропорт ходит целых три городских автобуса. В то время, как в некоторых странах в столичные аэропорты иначе как на такси не уехать.

Автобусы и маршрутки в Белграде — самый распространенный вид транспорта. Ввиду конечно же большей мобильности. Около 130 маршрутных линий автобусов сегодня насчитывается в Белграде. И одна из особенностей — автобусы начинают движение очень рано утром. Некоторые маршруты — с 3-4 утра.
Полезно знать:
В аэропорт можно добрать на автобусе 72 за час-полтора от остановки Зелены Венац. Или на маршрутке А1 (от площади Славия), но маршрутка в аэропорт обойдется дороже в два раза дороже — в 300 динар, но в два раза быстрее.
Троллейбусы и трамваи: их буквально по несколько штук (линий) в городе. Например троллейбусов — всего 4 маршрута. Это конечно связано с тем, что эти виды транспорта не так мобильны. А если улица перекрыта на ремонт, то и вовсе движение определенного маршрута будет прекращено. Ну и к тому же, для запуска новых линий требуется дорожная инфраструктура (электросети как минимум).
Метро и городские электрички
Тут все гораздо интереснее. Начать хотя бы с истории развития белградского метро. Его задумали строить еще в 50-х годах прошлого века. Разрабатывали проект, выделяли средства. В итоге закончилось все вводом в эксплуатацию двух подземных станций — Караджоржев парк и Вуков споменик в 1995 году. Дальше средства закончились, и все по новой: планирование, проект, выделение средств. И теперь сроки ставятся где-то на 28-29 год.
На сегодняшний день эти две подземные станции переоборудованы и объединены в сеть городских электричек. То есть самые обычные электрички с верхним токосъемом проезжают через эти станции.
Сегодня существует 4 линии, на трех из которых электрички по определенному расписанию «бегают» чуть дальше, чем другие на этом же маршруте. Так, грубо говоря, есть 7 линий.
Не все электрички стартуют от нового жд вокзала — Белград Централ, например,
- линия 3 (южное направление — Младеновац)
- линия 2 (северное направление — Овча)
- линия 1 (западно-северное направление Батайница-Овча) — эта линия, кстати, проезжает через новый вокзал.
Полезно знать:
Если вы приезжаете на поезде из-за границы на новый вокзал Белграда, то добраться в центр Белграда легко сможете, пересев на поезд в направлении Овча. Этот поезд проезжает через те самые две подземные станции метро, о которых я писал выше. Оттуда в исторический центр — рукой подать.

Из минусов этих городских электричек: частота движения. Забудьте про 3-5 минут между поездами в нашем метро. Белградские электрички двигаются с периодичностью раз в полчаса. Если спешите — поезжайте на автобусе.
- Подробнее про Время в Сербии читайте в статье по ссылке.
А вот на этом сайте наглядно отображаются все белградские маршрутные линии с расписанием и другая полезная информация. Это самый нужный сайт для поиска маршрута, остановок и расписания
Общественный транспорт Белграда: стоимость, как купить билет, проездные
В этом разделе я рассказываю именно про оплату для туриста. Для граждан Сербии и владельцев ВНЖ есть другие способы оплаты.
В Белграде и пригороде действуют 4 тарифные транспортные зоны, но 99% туристов будут перемещаться внутри зон 1 и 2. Чтобы вы понимали, даже аэропорт входит в зону 2. Поэтому цены я буду указывать только для этих зон.
Итак, какие бывают варианты оплаты проезда:
- самому обычному туристу, который приехал на день-два, и предпочитает ходить пешком, удобнее будет купить билет у водителя (а на электричку — на вокзале или станции). Такой билет стоит 150 динар (1,2 евро). Действует билет на поездки и пересадки в течение 90 минут.
- Это значит, что за 90 минут с момента его валидации можно пересесть на другой общественный транспорт неограниченное число раз.
- если вы планируете задержаться в Белграде на 1-5 дней, и много ездить на автобусах, то ваш вариант — дневная карта (на фото ниже слева). Ее срок действия 1, 3 и 5 дней соответственно. Кататься в течение этих дней можно сколько угодно. Стоимость самой карты 40 динар плюс:
- 1 день — 250 динар
- 3 дня — 700 динар
- 5 дней — 1000 динар.
- Все эти карты на безлимитное количество поездок.

- не именная карточка Београдска картица (она же BusPlus, та что справа). Карта стоит 250 динар. Сроком на 3 года. Ее нужно пополнять (250 динар это только стоимость карты). Одна поездка на 90 минут стоит 89 динар (0,8 евро). Это самый удобный вариант, если вы застряли в Белграде на неделю или больше, или часто бываете в Белграде.
- оплата картой Мастеркард (PayPass). Есть в некоторых автобусах. Встречается не в каждом автобусе, но постепенно таких автобусов становится все больше и больше. Стоимость билета при оплате картой — 98 динар.
Важно знать:
Карточки прикладывать к валидатору следует при входе в транспорт. И одна карта один человек: путешествуете вдвоем, нужно прикладывать две разные карты. Это касается дневных проездных и банковской карты. Но если вы приобрели не именную карту, которую пополнили предварительно на некоторую сумму, то такой картой можно оплатить проезд до 5 человек. Для этого требуется выбрать на терминале «Групна карта» и количество человек.
Где купить билеты
Как можно было понять из вышесказанного, за 150 динар можно купить билет на станции/вокзале или у водителя автобуса. Карточки (проездные) можно купить вот в таком газетном киоске, их по городу огромное количество:

Если не знаете английский, не переживайте, скорее всего продавец в киоске тоже его не знает. Возможно получится пообщаться на русском. Если и тут не выйдет, тогда озвучьте продавцу следующие слова: «Београдска картица». «Дневна» — если нужна дневная, и количество дней покажете на пальцах. «Дан» — это день по-сербски. Карточка, которая действует 3 года, называется — «неперсонализована картица». Тут же в киоске ее можно пополнить на необходимую сумму.
- Подробнее про сербский язык и разговорник для туриста читайте в статье: Сербский язык для туриста.
Советы путешественникам
Мы крайне не рекомендуем ездить зайцем, хоть зайцев хватает и среди местного населения, так и среди туристов. Контролеры тут ходят группами по 2-3 человека, и никак не выделяются среди обычных пассажиров. Штраф за безбилетный проезд — 2000 динар (чуть меньше 20 евро).
Если общественный транспорт — это все-таки не «ваше», вы желаете взять в аренду автомобиль и двигаться дальше в путешествие по Сербии, то я рекомендую посмотреть статью про прокат авто в Сербии. Там много полезной информации, личный опыт, подводные камни и полезные советы.
В заключение: общественный транспорт Белграда несмотря на свое состояние довольно популярен среди местных жителей, так и туристов. Он позволяет за небольшой период объехать весь город, и познакомиться с его историческим наследием и современностью.
Мы надеемся, что ваше путешествие по Сербии будет богатым на впечатления и надолго останется в ваших сердцах!
Нашли неточность — напишите в комментарии.
ВАЖНО: Ниже полезные ссылки без которых не организовать своего путешествия по Сербии (сразу добавляйте в закладки).
-
- Авиаперелет: Aviasales — самый крутой метапоисковик, работает с Air Serbia, прямые рейсы из Москвы в Белград.
- Авторские туры: YouTravel — эксклюзивные авторские туры по Сербии
- Отели, апартаменты, дома-шале в горах: Agoda — отели и апартаменты от местных жителей, огромная база по Сербии.
- Прокат авто: DiscoverCars — лидер и крупнейший агрегатор сербского рынка авто-прокатчиков. Единые правила бронирования и самые лояльные условия для клиентов.
- Страховка (трекинг в горы, Covid-19, отмена рейса): TripInsurance — самое гибкое страховое агентство на рынке. Услуга онлайн доктора 24/7.
- Экскурсии:
- Такси и трансферы: Intui — самый дешевый и официальный трансфер из аэропорта. Встречают с табличкой.
- eSIM — AirAlo виртуальная сим карта по всей Сербии. Можно подключить еще дома.
Марика
«путешествуете вдвоем, нужно прикладывать две разные карты» — тут небольшая неточность. Можно оплатить групповой проезд одной картой. Перед прикладыванием картици к валидатору выбрать «Групна карта» (у вас на фото как раз оно есть). До 5 человек, если я правильно помню, можно оплатить одной картой.
Alira
Здравствуйте, Марика. Спасибо за замечание. Вы правы. Неперсонализированной картой Београдска картица можно оплатить поездку групповую до 5 человек. Но если турист приобрел дневную карту (которая безлимит), то такая только на 1 человека, имелось в виду именно это. Я откорректирую сейчас информацию в статье.
Евгений
С мая 2023 система оплаты в Белграде поменялась и стала дешевле. Оплатить можно смс местных операторов связи. 90 мин билет 50 динар + стоимость смс. дневной 120.